Азия

История японской керамики

японская керамика

Если фарфор, то лучше китайский. О качестве этой китайской продукции ходят легенды. А что если, а производство фарфора в Китае доросло до уровня искусства, а китайский фарфор и по сей день считается шедевром. Китайцы всегда производили качественную керамику. Недаром соседи ревниво смотрели на китайские замысловатые изделия и пытались им подражать. Именно так японские мастера, веками любившие совершенство, хотели приблизиться к китайскому идеалу. И им это почти удалось. Почти. Для производства китайского фарфора использовались новейшие технологии, и он производился в императорских печах.

У японцев были только свои мастерские, где нельзя было производить изысканные фарфоровые чудеса. Совершенный фарфор должен был быть импортирован в Японию. А поскольку стоимость ввоза этих деликатных изделий была огромной, китайский фарфор в Японии стал атрибутом богатства. Японская керамика могла быть лишь дешевой имитацией ее, ревниво пытавшейся ей подражать.

Радикальное изменение

Но на время. Изменились ли японские технологии? Нет. Японский подход к местным продуктам изменился! И все благодаря мастеру чайных церемоний, Сен-но Рикю и философия ваби-саби. Рикю перестал с тоской смотреть на китайские товары, считавшиеся отличными, а благосклонно посмотрел на местные продукты — простые, фаянсовые и незамысловатые. Это было проявлением ваби-саби, философии, постулирующей поиск красоты и ценности в несовершенстве и простоте. Одним словом, манит находить красоту в простых вещах, а саби — умение видеть красоту в тихом уединении. Изменив подход, С 16 века японцы стали совершенствовать свои изделия вместо того, чтобы завидовать Китаю, и японская керамика обрела свое своеобразие и особую эстетику.

Кинцуги, или искусство ремонта

Изделия, созданные на японских островах, стали проявлением прикладного искусства высочайшего класса. А поскольку эти предметы, хотя и являются произведениями искусства, предназначены для использования, иногда они могут быть повреждены. Вот тут и приходит на помощь кинцуги — традиционный метод ремонта разбитой керамики, который не только восстанавливает ценность разбитых предметов, но даже увеличивает ее.

Это искусство было разработано в то время, когда сломанные вещи чинили, потому что новые вещи были чрезвычайно дорогими. В случае с керамикой процесс изготовления был чрезвычайно дорогим, а поскольку она использовалась ежедневно и часто портилась, с этим нужно было как-то справляться. На помощь пришел смола сумах, или уруши. Его использовали в основном для изготовления лаковых изделий, а также для украшения и укрепления древесины. Он также использовался в качестве связующего. В 16 веке он стал основным материалом для ремонта керамических изделий. Все из-за случайности и любви к чашечке чая.

Китайский пух и японское лакомство

Судя по всему, когда сёгун Яшимаса Асикага разбил свою любимую чашу, он отправил её в Китай на ремонт. Чашка вернулась с закрученными металлическими зажимами. Сёгун отказался принять это, поэтому он поручил японским мастерам найти лучший способ починить его. Мастера выполнили задание, а их идея получила творческое развитие и выросла в ранг искусства. В уруси стали добавлять порошкообразные драгоценные металлы, такие как серебро, золото, платина, реже медь и бронза. При оклейке сосудов этим материалом прожилки вдоль трещин образовывали геометрические узоры.

Это кинцуги, или буквально соединение с золотом. Трудоемкий метод, поэтому применяется в основном для наиболее ценных для владельца предметов. И еще одно проявление ваби-саби. Мастер Рикю видел всю их историю в отремонтированных предметах, нежности владельца и мастерстве реставратора. Таким образом, отремонтированные предметы приобретали дополнительную ценность, рассказывали свою историю и становились символом жизни в целом.

Способ украсить керамику

Кинцуги придавала предметам красоту и характер. У некоторых это вызвало такое сильное желание иметь такие предметы, что они решили намеренно повредить керамику, чтобы потом иметь возможность ее починить. Именно это и решил сделать Фурута Орибэ — самурай, прославившийся не своими успехами в бою, а увлечением Рикю и его чайной церемонией. Пока Рикю хвалил кинцуги, Фурута Орибэ решил разбить свою посуду, чтобы починить ее этим методом. Однако вместо похвалы от мастера он получил выговор — этот поступок, по словам Рикю, был полной противоположностью философии, которую он проповедовал.

Желание украшать фарфор с помощью кинцуги — проявление тщеславия и однозначно непринятие несовершенства мира. Мастер отчитывал самурая, но он был не единственным, кто использовал кинцуги для украшения своей посуды — одно время такое действие было очень популярно и на него иногда решались пойти более богатые японцы. Сегодня глиняная посуда, отремонтированная кинцуги, занимает особое место в чайных церемониях, особенно в осенних. Украшенная или нет, японская керамика восхитительна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
История японской керамики