Ракуго — японская стойка на коленях
Называть спектакль ракуго стендапом может быть не совсем корректно, но он лучше всего иллюстрирует, что представляет собой эта пьеса для жителей Запада. Один человек, показывающий забавную историю, заставляет зрителей смеяться над этой историей. Только в Ракуго актер не стоит, а только сидит. Вернее, он стоит на коленях на протяжении всего шоу.
Монодрама, стендап…
Шоу ракуго, пожалуй, ближе к театральным монодрамам, чем к стендапу. Истории обширны и имеют разных персонажей, в то время как стендап, как правило, представляет собой псевдоавтобиографический рассказ. Впрочем, и этот вид искусства лишь немного сродни ракуго. В японских спектаклях единственными реквизитами артиста являются веер и шарф. Об остальном позаботятся голос, мимика и плавные движения головы. Благодаря этому ракуго-ка играет роль отважного самурая, тупоголового ребенка или шумной жены.
История ракуго
История ракуго длинная, и ее происхождение связано с религией. Вначале это была своего рода «biblia pauperum». В девятом веке буддийские монахи решили донести свои учения до менее искушенной аудитории, для которой традиционные учения были непривлекательны. Ракуго должен был представить учение Будды доступным для всех способом. Искусство развивалось довольно быстро, и религиозные представления стали менять свое лицо – наряду с «буддийскими» монологами стали появляться другие истории, обычно юмористические. Истории начали рассказывать уличные комики.
Следующим шагом стало появление «отогишу» или своего рода шута. Их нанимали богатые феодалы, которых они развлекали диктатурой. Ракуго появилось как отдельное искусство в 17 веке. Тогда-то и появились профессиональные ракуго (правда, их тогда называли «ханашика»). Первоначально они выступали на улицах или дорогах, проходящих, например, возле храмов, но быстро перебрались под крышу в театры водевилей «йосе». Эти театры поначалу пользовались огромной популярностью, но первая половина 20 века не была к ним благосклонна — растущее преклонение перед кино и цензура во время войны на Тихом океане вызвали падение популярности.
Сегодня существует всего несколько оригинальных «ёсэ», но программы ракуго пробились на телевидение и привлекают огромную аудиторию. Живые выступления можно увидеть только в Токио и Осаке. За столетия существования ракуго, как и итальянская комедия дель арте, выработала ряд классических сюжетов и характерных персонажей, но сейчас ракуго-ка дополняет репертуар, добавляя автобиографические рассказы или комментируя текущие события.
Сценический минимализм
Представление ракуго-ка обманчиво статично. На сцене нет декораций. Художник не меняет реквизит и костюм. Он стоит на коленях на платформе, на фиолетовой подушке, и не встает со своего места. Но это еще не значит! Жестикуляция и богатая мимика позволяют ему свободно перевоплощаться в различных персонажей, а веер и платок в руках становятся тем, что необходимо в спектакле — сигаретой, книгой, сосудом, мечом. Ракуго-ка модулирует свой голос и поворачивает голову в зависимости от того, каким персонажем он является в данный момент.
Благодаря тому, что в искусстве появляются традиционные персонажи, со специфическими чертами и манерой речи, публике легче их различать. Рассказ состоит из трех частей: введения («макура»), собственно истории («хондай») и точки («очи»). Большая часть спектакля импровизирована, а в начальной части артист может привнести элементы известного стендапа. и, например, упомянуть себя, свою семью или прокомментировать текущие события.
В поисках мастера…
Актеров-ракуго на данный момент всего 700. Неудивительно — чтобы стать ракуго, сначала нужно найти мастера, который согласится обучить нового художника. Мастера, как правило, изначально отказывают. Иногда после долгих уговоров они дают свое согласие. Это связано с тем, что обучение нового ракуго заключается не только в передаче знаний и сценических трюков. Это его бережное воспитание. Мастера обязуются не только передавать знания, но и брать под свою опеку учеников (и учениц). Таким образом, хозяин возвращает долг своему хозяину.
Долгая карьера
Первые годы подмастерья ракуго должны были помогать за кулисами — складывать кимоно, заваривать чай или играть на барабане. Он может появляться на сцене, но только в рассказах. Обучение ракуго-ка также является упражнением на силу духа — ученику нельзя встречаться с другим полом, пить алкоголь или курить. Изменение следует за положительным мнением учителей — если они обнаруживают, что ученик усвоил основы ракуго, ему или ей присуждается степень футацумэ.
Это знаменует собой конец закулисной помощи и начало беззаботной жизни — он (она) может ходить на свидания, пить и курить. Степень футацумэ также позволяет вам носить плащ хаори, и, прежде всего, это пропуск на сцену, который позволяет вам играть более длинные истории. Вы становитесь мастером («син-ути») еще через 8-12 лет обучения. Получив положительное заключение от старших или сдав специальный экзамен, можно, наконец, расправить крылья – выступить на сцене последним (привилегия самого старшего или самого популярного ракуго-ка) и принять своих учеников. Как видите, ракуго, как и любое проявление японского искусства, — это мастерство формы.