Азия

Сэцубун – встреча весны в феврале

Япония и весна в феврале

После холодной зимы мы часто мечтаем о первых лучах солнца и приятном летнем воздухе. Некоторые, однако, обнаруживают, что они ожидают гораздо большего, чем остальная часть земного шара. Встречаете весну в феврале? Такие вещи только в Японии!

Первое дыхание весны

Хотя в начале февраля весна еще не дает о себе знать, где-то в глубине начинает оживать природа. Поэтому по традиции 3 и 4 февраля в Японии отмечают сэцубун — Праздник изгнания демонов и злых сил. По старому календарю первый день весны также был началом нового года, поэтому мы можем рискнуть сказать, что сэцубун — это эквивалент кануна Нового года.

Волшебные бобы

И это еще более зрелищно, хотя, может быть, и без взрыва фейерверка. Поскольку сэцубун связан с переходом в новый период, его ритуалы направлены на очищение окружающей среды и отпугивание демонов – чтобы войти в новый период с чистого листа и быть готовым принять в свою жизнь счастье, здоровье и благополучие. В этот день повсюду на улицах можно увидеть разбросанные по улицам бобы. Согласно японским поверьям, бобы обладают магической силой — их японское название или «мамэ» связано с фразой «Они но ме», означающей глаза демона. Фасоль должна ослеплять демонов. Поэтому во время сэцубуна в Японии очень легко споткнуться о бобы.

Традиционный сетсубун

По традиции в этот день на входной двери висят «хиираги» — ветки остролиста, украшенные головками сушеных сардин. Это защищает дом от злых сил. Хорошо известно, что демоны не любят вонючую рыбу или что-либо заостренное (например, листья остролиста), потому что они боятся, что они могут проткнуть им глаза. В ночь с 3 на 4 февраля также пьют чай счастья («фукутя»), который заваривают с фасолью, японским перцем («сансё») и маринованными сливами («умэбоси»). Но настоящей кульминацией празднеств является «мамэмаки» или бросание бобов. Может проходить дома, но обычно торжество переносится на улицу.

Они и мамемаки

В этот день по улицам Японии бродят злые духи или «они» — это демоны, напоминающие людоеда или тролля. Они могут выглядеть по-разному, но у них всегда два рога, красная, синяя или зеленая кожа, они сильны, а в руках у них «канабо» — своего рода шипастая дубина.

Их прогоняют бобами. Достаточно рассыпать зерна, выкрикивая слова «Они ва сото сачи ва учи» («демоны снаружи и счастье внутри»). Это делают и дети, и взрослые. Конечно, «Бесы» происходят из супермаркетов, которые в это время зарабатывают на масках столько же, сколько у нас зарабатывают перед Рождеством или Новым Годом.

С другой стороны, храмы организуют публичные мамэмаки во главе с «тоси отоко» или «мужчинами года», которых выбирают из популярных актеров, журналистов и сумоистов. Ныне эта функция также возложена на «женщину года» («тоси онна»).

Тоси отоко, тоси онна, а при их отсутствии в данной местности — делегированный житель (обычно ребенок), стоя на платформе перед храмом, бросают бобы в собравшихся людей. Вареные зёрна съедаются позже дома — столько зёрен, сколько вам лет.

Пьяный демон и храбрая женщина

Откуда у появилась идея прогонять демонов бобами? Ответ дают народные сказки, сказки и легенды. Одна из таких историй до сих пор выставлена ​​в храме Мибу в Киото. Спектакль называется «Сэцубун» и повествует о демоне, у которого был волшебный молот, позволяющий ему принимать любую форму.

Однажды во время сэцубуна демон превратился в странника и посетил одинокую вдову. Гостеприимная женщина, потеряв бдительность и не узнав демона, приветствовала его, накормив и угостив саке. Сытый и слегка пьяный демон уснул, а вдова решила взять его молот и красивое кимоно, в которое он был одет. В этот момент демон проснулся, и его истинная природа стала очевидной. Женщину спас боб, который она бросила в злодея.

Счастливые суши

Не бывает праздника без определенной еды. Такое лакомство, тесно связанное с сэцубуном, называется «эхо-маки» или «рулет счастливого направления». Это суши-ролл, не нарезанный на более мелкие кусочки.

Чтобы обеспечить свое счастье, нужно есть его целиком, не разрезая, чтобы не отрезать себя от хороших отношений. Чтобы ритуал был эффективным, эхо-маки нужно есть молча, повернувшись лицом в «счастливое направление» — сторону света, назначенную для данного года.

Эхо-маки начиняют семью ингредиентами. Они не имеют строгого определения, но чаще всего это денбу, то есть вяленые рыбные хлопья, омлет тамагояки, жареный угорь кабаяки, лосось, грибы шитаке, огурец или морковь. Семерка здесь, конечно, не случайна — она представляет шичифукудзин, семь богов счастья.

Праздник «вверх ногами»

Сэцубун — это праздник между старым и новым годом, поэтому он не принадлежит ни к одному из них. Эта двусмысленность использовалась, чтобы немного перевернуть существующий порядок мира, поэтому во время сетсубуна невесты одевались как замужние женщины, а замужние женщины как девственницы, взрослые наряжались как дети, а дети как взрослые, гейши одевали костюмы клиентов, а клиенты одевали наряды гейш.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Сэцубун – встреча весны в феврале